Форум прошел 16-17 июня в Центральном доме предпринимателя. На нем собрались представители большинства венчурных компаний, работающих в России. Они в формате конференций и круглых столов обсуждали инициативы государства и крупных корпораций по поддержке инновационной деятельности, проблемы взаимопонимания венчурных фондов и предпринимателей. Организаторы круглых столов решили поднять важные для российского инновационного сообщества темы, а инвесторы делились своими мыслями и впечатлениями.
К примеру, на одном из круглых столов попытались выделить критерии, характеризующие «идеальный проект». Было высказано много мнений, но все согласились, что это комбинация из нескольких параметров. И главный признак «идеального проекта» - изобретение должно решать существенную проблему потребителей.
На мой взгляд, это одна из важнейших характеристик инновационного проекта на сегодняшний день. Сейчас меняется сознание потребителя, который способен быстро переключаться с технологии на технологию. Нет долгого привыкания и долгого отторжения, - процесс перехода к новому становится более краткосрочным.
Один из выступающих отметил, что для него не существует понятия «идеальный проект», и скорее стоит говорить об «идеальной компании». При этом многое в оценке качества компании зависит от самого изобретателя. Эксперты решили дать советы о том, как нужно позиционировать себя при разговоре с венчурными фондами.
В частности, очень высоко ценится способность автора проекта убедить инвестора в необходимости финансирования. Как сказал выступавший на форуме генеральный партнер Helix Ventures Евгений Зайцев, изобретатель должен проявлять уважение к потенциальному инвестору. Очень часто изобретатели «горят» идеей и единственное, что их заботит, - это побыстрее найти финансирование. Поэтому они просто рассылают написанный проект как можно большему числу инвесторов. Однако у каждой венчурной компании есть своя специфика, свои правила оформления и отбора заявок. Если изобретатель не учитывает такие особенности на самом первом этапе знакомства с инвестором, он создает о себе не очень приятное впечатление.
Управляющий директор DFJ ВТБ Аврора Александра Джонсон уточнила, что для того, чтобы продемонстрировать серьезность намерений, изобретатель должен задать три вопроса. Первый: сколько нужно времени инвестору для того, чтобы принять решение; второй: планирует ли инвестор оставить предложенную команду, или будет набирать опытных управленцев, так называемую «звездную команду»; и третий: как активно инвестор будет участвовать в жизни новой компании.
Из собственного опыта работы координатором в инновационном бизнес-центре могу сказать, что бывают бизнесмены, которые дают денег и забывают о проекте. А есть те, кто желает во всем участвовать лично и начинает «перетягивать одеяло на себя». Изобретателю с самого начала нужно понимать, насколько эта тема инвестору интересна и близка.
А директор корпорации Intel по стратегическому развитию бизнеса в России и регионах Центральной и Восточной Европы Юрий Французов при знакомстве с изобретателем обязательно смотрит на наличие «предпринимательского духа». Он задает автору проекта простой вопрос: если я профинансирую ваш проект, кем вы себя видите через три года? Если изобретатель начнет говорить какие-то общие слова про продолжение научного поиска и усовершенствование изобретения, он вряд ли получит средства на реализацию проекта.
Я абсолютно уверена, что изобретатель и предприниматель – это не одно и тоже. И когда инвестор разговаривает, он хочет общаться именно с предпринимателем. То есть, очень здорово понимать, в чем состоит изобретение, какую существенную проблему оно решает, насколько оно в принципе перспективно... Но дела вести все же проще с предпринимателем. Ведь основная цель инвестора, и это вполне логично, – заработать.
Кроме того, для инвестора большое значение имеет возможность установить личный контакт с изобретателем. Так, управляющий директор «Альянс РОСНО управление активами» Дмитрий Васютинский говорил о том, что в отношениях между инвестором и автором проекта должна присутствовать «химия». Каким бы прекрасным ни был проект, если людям некомфортно работать вместе, лучше не начинать – все равно ничего не получится.
Участники круглых столов пришли к выводу, что, несмотря на некоторую активизацию инновационного процесса в последние годы, российским изобретателям по-прежнему не хватает опыта делового общения. А также иногда не хватает гибкости и умения адаптировать проект к требованиям времени.
Инновации – это некий цикл. Чтобы инновации были в промышленности, нужно воспитывать инновационный образ мышления еще со школы. – К примеру, в США еще в детском саду воспитанники собирают «Лего», между детсадами устраиваются соревнования... Получается, что с самого раннего возраста сознание ребенка нацелено на создание чего-то нового; того, чего еще нет. В России пока этот механизм не сформирован.
В начале июля в Саратове состоится межрегиональный круглый стол «Развитие инновационных кластеров в рамках региональных инновационных систем». Представители среднего профессионального образования, вузов, бизнеса и промышленного сектора обсудят проблемы формирования инновационного сознания и попробуют выяснить, как можно выстроить целостную и гармоничную схему воспитания инновационного образа мышления.
С уважением,
Директор ИРБиС СГТУ
Варвара Даньшина