К тому же выводу – о получении некоего образовательного универса – приводит и факт мощного развития информационных технологий, благодаря которому система образования в нашей стране, да и во всем мире, переживает серьезные преобразования, технические новшества влияют как непосредственно на процесс передачи знаний, никого уже не удивишь скайп-уроками, вебинарами, так и на само восприятие школьниками и студентами образования. Сегодня, например, учитель постепенно утрачивает монополию на знания, Интернет-технологии могут дать ученикам много больше актуальной и полезной информации, чем они получают на занятиях. Специалисты утверждают, что перестройка всей системы российского образования завершится только к 2025 году, а в переходные периоды, в котором мы сейчас и находимся, наиболее грамотным будет не узкоспециальное обучение, а упор на развитие себя как личности в целом. Именно на это и направлено универсальное образование.
Кроме того, в юном возрасте, когда человеку достаточно сложно здраво рассудить, кем же быть, чтобы стать успешным и счастливым, очень большое влияние на выбор оказывают его родители, которые, зачастую, не выискивают в своих детях скрытых способностей, не предоставляют им полную помощь в поиске своего уникального пути, а пытаются с помощью своих потомков реализовать свои профессиональные мечты. Влияние взрослых, даже несмотря на стремление поколения Y к неограниченной свободе действий, велико, а потому и риск его представителей к 30-40 годам стать инженерами или, например, бухгалтерами с очень низким уровнем job satisfaction тоже немаленький. Это понятие – «job satisfaction» – достаточно давно применяется западными учеными, по сути оно означает «удовлетворение от работы», так вот у большинства российских работников среднего возраста уровень job satisfaction очень низок.
Психологи утверждают, что job satisfaction для поколения Y является основополагающим аспектом мотивации в работе, другими методами мотивировать молодых сотрудников сложнее. Есть у них и другие особенности, которые, несомненно, нужно изучать и ориентироваться на них как вузам, готовящим будущих специалистов, так и работодателям, с которыми эти специалисты впоследствии будут сотрудничать. Именно по этой причине наш вуз принял решение о проведении масштабного социологического исследования «Поколение Y: риски и возможности», основанного на ассессмент методе «360°», результаты которого, я уверена, будут полезны как учебным заведениям, так и компаниям всего нашего региона.
Я заметила, что современные молодые люди живут в своем темпе, больше чувствуют реальность, они достигнут благодаря этому больших успехов, не нарушая своей личной гармонии и личного пространства. Их девиз: «Здесь и сейчас!», и распространяется он на все сферы жизни, вплоть до образовательной, знания здесь и сейчас – необходимое условие обучения поколения Y, причем касается оно как получения необходимой информации и навыков, так и их применения, а потому все популярней среди абитуриентов выбор заочного обучения, который позволяет и учиться, и работать, одномоментно получать знания и строить карьеру.
Уже сегодня в ИРБиС мы отчетливо ощущаем многие особенности поколения Y, все большее число студентов выбирает для себя заочную форму обучения и универсальные специальности, которые позволяют получить определенную базу знаний и обеспечивают развитие совершенно различных способностей. Партнер и друг нашего института, доктор философии, руководитель исследовательского проекта в Высшей школе технологии в Иерусалиме, Олег Савельзон, недавно предложил мне изменить название нашего Института, добавив в него запятую – Институт Развития, Бизнеса и Стратегий. На самом деле, одна из основных целей нашего вуза – развивать личность каждого студента, а потому сегодня я серьезно обдумываю это предложение.
С уважением, директор ИРБиС СГТУ, Варвара Даньшина